Консультации логопедов "Родителям на заметку"
1. В настоящее время все больше детей имеют нарушения в речи. Многих родителей интересует, возможно ли исправить недостатки речи, не прибегая к помощи специалиста? Мы попробуем помочь вам! [показать/скрыть]
Роль семьи в развитии речи ребёнка
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.
Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.
Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи, страдающие этими дефектами, воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно это, усиливается с возрастом.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни.
& Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.
Как организовать логопедические занятия дома?
Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:
– Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
– «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
– Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки).
– Разрезные картинки из двух и более частей.
– Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
– Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
– Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
Советы логопеда
– Разрезные картинки из двух и более частей. Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся: игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день), игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. «Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их. Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.
Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.
Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.
2. Многих молодых родителей волнует вопрос, когда ребенок должен начинать говорить, что нужно сделать для того, чтобы малыш быстрее заговорил?
Специалисты в области логопедии готовы ответить на ваши вопросы.
[скачать "Как научить ребенка говорить?"]
3. Мяч и речь. Практикум для родителей.[скачать]
4. Развитие речевых навыков детей раннего возраста. Упражнения для занятий по развитию речи.
[скачать]
5. Применение cу–джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
[скачать]
6. Родителей очень часто волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?
[скачать]
7. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети с трудом овладевают русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него нет. Почему не каждому дается грамота? [скачать]
8. Рекомендации при заикании
[скачать]
9. Артикуляционная гимнастика
[скачать]
10. Профилактика дисграфии
[скачать]
11. Пословицы в развитии речи дошкольника
[скачать]
12. Мастер-класс для родителей воспитанников по теме: «Играем пальчиками»
[скачать]
13. Упражнения для развития логического мышления у дошкольников 6-7 лет
[скачать]
14. Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком
[скачать]
15. Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников [скачать]
16. Помогаем детям вместе!
[скачать]
17. Формирование связной речи при составлении рассказов
[скачать]
18. Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?
[скачать]
19. Ребенок из Зазеркалья. Как распознать, что ребёнок- левша?
[скачать]
20. Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет
[скачать]
21. Как стимулировать речевое развитие ребенка?
[скачать]
22. Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
[скачать]
23. Дыхательная гимнастика
[скачать]
24. Леворукий ребёнок
[скачать]
25. Готовим руку к письму
[скачать]
26. Подготовка руки ребенка к письму в школе
[скачать]
27. Упражнения для тренировки речевого дыхания
[скачать]
28. Заикание (памятка для родителей)
[скачать]
29. Памятка родителям для поступления ребенка в школу
[скачать]
30. Почитай мне мама!
[скачать]
31. Формирование навыков «внимательного» чтения
[скачать]
32. Рекомендации при заикании
[скачать]
33. Упражнения для развития подвижности губ
[скачать]
34. Правила и упражнения в плавной речи
[скачать]
35. Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье
[скачать]
36. Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет)
[скачать]
37. Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка
[скачать]
38. Развитие мелкой моторики
[скачать]
39. Как помочь ребенку заговорить?
[скачать]
40. Технология БОС – технология здоровья
[скачать]
41. Многозначные слова как способ обогащения словаря учащихся
[скачать]
42. С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом?
[скачать]
43. Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет)
[скачать]
44. Рекомендации родителям для преодоления заикания
[скачать]
45. Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда
[скачать]
46. Советы учителя-логопеда по развитию речи младших дошкольников
[скачать]
47. Уважаемые родители предлагаю Вам познакомиться с РЕЧЕВЫМИ ИГРАМИ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ.
[скачать]
48. Пособия, для проведения дыхательной гимнастики, своими руками.
[скачать]
49. Артикуляционные упражнения для детей старшего дошкольного возраста.
[скачать]
50. Артикуляционные упражнения для детей раннего возраста.
[скачать]
51. Как надо вести себя с ребенком, который начал заикаться.
[скачать]
52. Памятка для родителей «Приемы автоматизации звука [р] в домашних условиях».
[скачать]
53. Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.[скачать]
54. Развиваем речь ребенка в возрасте 2-4 лет.
[скачать]
55. Развитие фонематического восприятия.
[скачать]
56. Роль родителей в развитии речи детей старшей и подготовительной групп.[скачать]
57. Советы учителя-логопеда по развитию речи младших дошкольников.[скачать]
58. Речь ребенка в 5-6 лет.[скачать]
59. Как сделать свой голос красивым.[скачать]
60. Игры по дороге домой 5-6 лет.[скачать]